О регионе

Курская область

Курск – древний русский город. Результаты археологических раскопок последних лет дают основание считать, что Курская крепость была основана в период княжения Владимира Святославича примерно в 982 – 984 гг. и располагалась она в районе современной Красной площади города. Официальным же началом летоисчисления истории Курска считается 1032 год. Эту дату установили историки, изучив древнейший памятник церковной письменности «Житие Феодосия Печерского», созданное монахом-летописцем Нестором в XI веке. Славу о «курянах – ратниках бывалых» доносит до нас и историко-литературный документ XII века – «Слово о полку Игореве». Курская крепость была серьезной препоной на пути войск хана Батыя, и в 1238 году они сожгли ее.

В середине XIV века курские земли попали под власть могущественной тогда Литвы. С 1508 года Курское княжество вошло в состав Русского государства, собранного вокруг Москвы.

В 1708 году при разделении России на 8 губерний Курский край вошёл в состав Киевской губернии. В 1719 году Киевская губерния поделена на 4 провинции: Киевскую, Белгородскую, Севскую и Орловскую. Территория современной Курской области была поделена между Белгородской и Севской провинциями.

В 1727 году создано Белгородское наместничество в составе Белгородской, Севской и Орловской провинций. В 1749 году оно было преобразовано в Белгородскую губернию. В 1779 году образовано Курское наместничество, состоящее из 15 уездов. В 1797 году Курское наместничество преобразовано в Курскую губернию, которая существовала до 1928 года. В 1928 г. Курская губерния вошла в Центрально-Черноземную область, в 1934 г. образована Курская область (включала Орел, Елец, Белгород). Современные границы сложились в 1954 г. с образованием Белгородской и Липецкой областей. С 1991 г. область стала выходить к государственной границе России (Сумская область Украины).

Популярные достопримечательности Курской области

Мемориальный комплекс «Курская битва»


Мемориальный комплекс «Курская битва» воздвигнут в Поныровском районе Курской области, на Северном фасе Курского выступа — в месте, где происходили кровопролитные бои летом 1943 года.

Мемориальный комплекс был открыт 23 августа 2023 года в честь 80-летия победы в Курской битве.

Победа в Курской битве, которая продолжалась с 5 июля по 23 августа 1943 года, стала одним из ключевых событий в Великой Отечественной войне, после чего немецкие войска окончательно утратили стратегическую инициативу.

Мемориал изображает фигуру советского солдата, который не дает сомкнуться кольцу окружения гитлеровских войск, и передает дух отваги, стойкости и беспримерного мужества. 

Мемориал «Курская битва» — передает не только гордость за великую победу, величие советского солдата-победителя, но и бесконечное горе миллионов семей, которые потеряли родных в этой войне.

 

Коренная пустынь

В 30 км от Курска находится главная святыня Курской земли – Коренная пустынь. Это мужской монастырь, построенный в конце XVI века. По преданию на этом месте в XIII веке в корнях старого вяза была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение». Сначала здесь построили деревянную часовню, а в 1597 году по указу царя Федора Иоанновича основали обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине XIX века возвели новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, спустя четверть века – храм во имя Знамения Божией Матери.

 

Центрально-Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени В.Алехина

Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени В. Алехина расположен на территории Курской области.

Границы заповедника неоднократно менялись. Заповедник расположен в юго-западной части Среднерусской возвышенности в пределах лесостепной зоны средней полосы, на территории МедвенскогоМантуровского и Горшеченского районов Курской области. Площадь — 5287,4 га. Включает шесть зон: Стрелецкий участок (2046 га), Казацкий участок (1638 га), Баркаловка (2 участка, 368 га), Букреевы Бармы (2 участка, 259 га), Зоринский (495,1 га), пойма реки Псёл (2 участка, 481,3 га).

Этот заповедник был создан в 1935 году, чтобы сохранить «эталонные черноземы и последние участки девственных степей». Самый большой и разнообразный участок – Стрелецкая степь. В заповеднике можно увидеть реликтовые растения, занесенные в Красную книгу.

На экологической тропе «Стрелецкая степь» в Центрально-Черноземном заповеднике имени Василия Алехина находится гранитная статуя XI века, более известная как половецкая «каменная баба» или «половецкий воин». Это плоская скульптура с тяжёлым торсом, укороченными ногами и непропорционально длинными руками. Фигура изображена в канонической позе – руки собраны в замок на животе.

Раньше по территории заповедника проходила северная граница кочевий половцев. Каменные статуи половцы делали в память о родовой аристократии и ставили их в степи на высоких местах и перекрестках дорог. Как правило, устанавливали по две скульптуры: мужскую и женскую, а иногда и по 10 фигур. Своим расположением статуи указывали направление пути: лицо «каменной бабы» всегда было обращено в сторону населённого пункта.

«Каменные бабы» считались божествами, которым поклонялись и приносили жертвы.

 

Музей-усадьба Афанасия Фета

В деревне Воробьевка Золотухинского района находится музей-усадьба Афанасия Фета. Известный поэт приобрел это имение в 1877 году и восстановил его. В двухэтажном доме он провел последние 15 лет жизни, покидая Воробьеву только на зиму. Здесь у Фета гостили Лев Толстой, Петр и Николай Чайковские, Владимир Соловьев и Яков Полонский.

После масштабной реконструкции в 2016 году здание полностью перешло мемориальному музею. Внутри воссоздана подлинная обстановка, в которой жил и работал известный поэт. Интерьеры восстанавливали по мемуарам Фета и его гостей, фотографиям усадьбы.

Народные промыслы Курской области

Ремесла начали развиваться, когда человеку понадобились орудия труда, предметы быта и одежда. С течением времени в разных районах России развивались различные промыслы – крестьяне сами себя обеспечивали посудой, утварью и украшениями. Род занятий каждого поселения связан с природными особенностями места: рядом с домом много глины – развивается гончарное дело, есть лес – плотницкое и бондарское. Не имея определенных навыков или ресурсов, крестьяне покупали или выменивали вещи бартером на ярмарке. Существовали целые села гончаров, иконописцев и ткачей. Все они в течение года возили свои товары на городские рынки, Знаменскую и Коренскую ярмарки, а также торговали с воза в базарных местах.

 

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло – одно из старейших в Курском крае. Мастера лепили изделия вручную или с помощью гончарного круга, давали им высохнуть и на 8–10 часов помещали в большую печь – горн. Важными навыками гончара были умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять изделия в горне и регулировать температуру в печи. Эти знания берегли и передавали из поколения в поколение на протяжении веков. Вначале гончары делали в основном посуду, утварь и емкости для хранения продуктов. Но со временем стали на досуге лепить из остатков материала различные обрядовые фигурки, игрушки, свистульки и украшения. В Курской губернии этот промысел был особенно развит на западных и восточных землях. Центром и главным пунктом горшечного производства была Великая Михайловка. Село Дроняево прославилось своими крынками, блюдами, низкими кувшинами с широким горлышком – махотками, и крынками, именуемыми в некоторых селах глечиками. Их делали из белой глины, сушили, обжигали в подземных горнах и покрывали глазурью. Такие изделия ценили за прочность и необычный оттенок топленого молока. Дроняевская керамика существует и сегодня, но теперь ее делают из красной глины.

 

Кожлянская игрушка

Не менее известна кожлянская игрушка. Ее на протяжении 250 лет делали в деревне Кожля. По примеру дроняевских гончаров кожляне тоже попробовали делать посуду из своей белой глины, но она была менее качественной, чем у соседей, и не подходила для крынок и горшков. Тогда они стали лепить игрушки-свистульки в виде разных птиц и зверей, а также барышень и кавалеров. После сушки свистульки обжигали, а затем расписывали куриным пером растительными красками желтого, зеленого, малинового и фиолетового цветов. Орнамент был простым, но всегда имел смысл: прямые и косые линии символизировали землю и дождь, решётки – поля, поделённые на наделы, ёлочки – урожай или древо жизни, волнистые линии – реку, пятнышки – плодородие. А еще раньше верили, что свист этих игрушек отгонял недобрых духов.

 

Ткачество

В Курском крае также было очень распространено ткачество. Крестьяне сами обеспечивали себя необходимыми для быта вещами. Ткали рушники, полотенца, холсты, полотна, скатерти, простое сукно, пояса, шерстяные кушаки, вожжи, попоны, ковры, дорожки и многое другое. В конце первой четверти XIX века скатерти ткали мужчины. Их делали из пеньки и льна нескольких сортов. Больше всего были распространены рисунки клеточками и шашечками, а на дорогих скатертях – колпаки и теремки. Полотна делали в слободе Борисовка и деревне Крутая, а также в Фатежском и Курском уездах. Продавали их на ярмарках и местных базарах Курской и Харьковской губернии. 

Центром ковроткачества в Курском крае стал Суджанский район. С появлением в XVII веке в самой Судже ткацкого цеха это ремесло стало набирать популярность. Поселившиеся в близлежащих селах бывшие цеховые мастера стали заниматься ковровым ткачеством семейно. Особенно знаменитыми стали цветочные двусторонние ковры. Их ткали в технологии гладкого паласного переплетения на вертикальном стане. Иногда мастерицы использовали горизонтальный стан, а потом сшивали узкие полотнища. Пряжу использовали шерстяную или полушерстяную. Для создания узора использовали шаблон или технический рисунок с расчерченными клетками. Чем сложнее рисунок, тем плотнее получалось изделие. Фон обычно был черный или темно-синий, иногда – бледных пастельных оттенков. В центре ковра располагался медальон или венок из крупных маков, пионов или роз, с вплетением мелких листьев, а также незабудок, колокольчиков и ромашек. Края обрамляли гирлянды из таких же цветов и листьев. Женщины сами делали пряжу и красили ее растительными, а позднее промышленными красками. В Суджанском районе ткали ковры не только с цветочным, но и с геометрическим орнаментом, а также делали санные коврики и попоны для лошадей.

 

 



Время публикации: 28.09.2023 15:17
Последнее изменение: 28.12.2023 16:09